Наука

The effect of hospital clown nurse on children's compliance to burn dressing change. Pubmed doi: 10.1016/j.burns.2018.08.033

Meltem Yildirim, Ecem Koroglu, Cagla Yucel, Senay Kirlak, Sevim Sen

Источник - PubMed https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30249435/, doi: 10.1016/j.burns.2018.08.033

Предпосылки и цели. Детская ожоговая травма - это травмирующий опыт, который влияет на ребенка как физически, так и психологически. После ожоговой травмы многократно повторяющиеся смены повязок являются одной из основных проблем, а сильный стресс может иметь долгосрочные отрицательные последствия, такие как проблемы со сном и пищевым поведением, снижение склонности к сотрудничеству и пр. Для управления уровнем стресса, вызванного этой процедурой, используются различные стратегии отвлечения внимания. Однако влияние больничного клоуна при смене ожоговой повязки на детей ранее не изучалось. Таким образом, настоящее исследование направлено именно на изучение влияния больничного клоуна на поведение детей при смене ожоговой повязки.

Методы. Это рандомизированное контролируемое экспериментальное исследование было проведено с участием 50 детей в возрасте от 3 до 7, являвшихся амбулаторными пациентами ожогового отделения. В исследовании принимали участие дети в возрасте от 3 до 7 лет (средний возраст 4,54+/-1,23) с ожогами первой, второй или смешанной степени (первой и второй) менее чем 10% поверхности тела.

В экспериментальной группе было 25 детей и 25 детей в контрольной группе. В группе вмешательства клоун сопровождал ребенка во время смены ожоговой повязки, а дети контрольной группы получали стандартный уход.

В группе вмешательства присутствовал клоун, одетый в классический красочный костюм клоуна с париком, красным носом и клоунским макияжем. В исследовании принимала участие клоун-женщина. Она встречала ребенка у входа в процедурную и сопровождала его от начала до конца процедуры. Она отвлекала внимание ребенка, делая фигуры из воздушных шариков по желанию ребенка, раскрашивая лицо ребенка в соответствии с запросом, а также болтая с ребенком в соответствии с его склонностями (например, о хобби и любимых героях мультфильмов). При смене повязки один исследователь постоянно наблюдал за поведенческими реакциями ребенка на процедуру с помощью Формы Наблюдения за Ребенком. Эта форма была создана авторами исследования и включала 8 категорий: плач, крик, активность, настроение, общение, взаимодействие с родителем, чувствительность к окружающей среде и отношение к медсестре (меняющей повязку).

Согласно наблюдениям, которые проводились во время смены ожоговой повязки, дети в группе вмешательства показали большую готовность к смене ожоговой повязки, чем дети в контрольной группе, демонстрируя меньше негативных поведенческих реакций, таких как плач (p <0,01), крик (p <0,05), активность (p <0,001), настроение (p <0,01), общение (p <0,01), взаимодействие с родителем (p <0,001), чувствительность к окружению (p <0,001) и отношение к медсестре (p <0,001). Кроме того, при сравнении группы вмешательства с контрольной группой отмечается, что общий балл, полученный из Формы Наблюдения за Детьми, был значительно ниже в группе вмешательства (группа вмешательства: 4,84 – контрольная группа: 11,04), что указывает на большую "податливость" при смене повязки в контрольной группе (р <0,001).

Выводы. Дети в группе вмешательства продемонстрировали большую "податливость" при смене ожоговой повязки, другими словами, они меньше плакали и/или кричали, были более активными, имели лучшее настроение, лучше общались и взаимодействовали с сопровождающим родителем и медсестрой.