Наука

Clown-care reduces pain in children with cerebral palsy undergoing recurrent botulinum toxin injections- A quasi-randomized controlled crossover study. Pubmed doi:10.1371/journal.pone.0175028

Hilla Ben-Pazi, Avraham Cohen, Naama Kroyzer, Renana Lotem-Ophir, Yaakov Shvili, Gidon Winter, Lisa Deutsch, Yehuda Pollak

Источник - PubMed https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28414728/, doi:10.1371/journal.pone.0175028

Цель: исследовать влияние медицинских клоунов на боль у 45 детей с церебральным параличом, получающих периодические инъекции ботулотоксина (возраст 7,04 ± 4,68 года). Участники были случайным образом разделены на 2 группы: группу вмешательства клоуна (n = 20) и контрольную группу стандартного ухода (n = 25).

Детей с детским церебральным параличом (ДЦП), наиболее частой причиной детской инвалидности, лечат периодическими инъекциями ботулотоксина в пораженные мышцы. Боль, от которой 70% детей с ДЦП страдают ежедневно или еженедельно, может еще усиливаться во время медицинских процедур. Инъекции ботулотоксина являются золотым стандартом лечения, но должны повторяться каждые несколько месяцев для поддержания эффекта. Процедура достаточно короткая, но вызывает боль и тревожность, как и другие "уколы", которые являются для детей источником боли и стресса, а общая анестезия, по большей части, в таких случаях избегается.

Как известно, использование медицинских клоунов для процедур, связанных с "уколами", облегчает боль детей и снижает тревожность родителей. Поэтому было предположено, что забота медицинских клоунов может повлиять на болевые ощущения во время периодических инъекций ботулотоксина детям с ДЦП.

Методы: оценка проводилась по Визуально-Аналоговой Шкале Боли/Pain Visual-Analogue-Scale (диапазон из 5 лиц, от очень счастливого - 1 до очень грустного - 5) до (ожидаемый уровень боли) и после процедуры (фактические ощущения).
В исследовании принимали участие профессиональные, опытные медицинские клоуны. Клоун знакомился с ребенком и родителями до инъекции и продолжал общение еще некоторое время после окончания процедуры, чтобы усилить положительные воспоминания. Стратегии клоунады выбирались клоуном в соответствии с возрастом ребенка, когнитивным уровнем, характером и предпочтениями. Примеры стратегий включали: когнитивные стратегии преодоления стресса (коупинг стратегии), когда клоун или ребенок фиксировались на положительных мыслях (например, «Ты справишься»; «Ты сильнее иглы»); когнитивные техники направленного воображения, побуждающие детей справляться с болью и стрессом, представляя себе что-то приятное (например, быть капитаном корабля); воодушевление и ощущение контроля над ситуацией и своей силы (например, клоун «падает», когда ребенок жестикулирует); отражение эмоций, когда клоун, чувствуя состояние ребенка, разыгрывает его с преувеличением, «позволяя» ребенку свободно реагировать, преувеличивая свои чувства.

Первая часть исследования представляла собой квази-рандомизированное контролируемое исследование (апрель 2009 г .), вторая часть - перекрестное исследование (апрель 2011 г.). В первой части рандомизация проводилась исходя из расписания работы клоуна. Таким образом, дети, пришедшие на процедуру, когда клоун был доступен, попали в экспериментальную группу (n = 20), в то время как контрольная группа состояла из участников, которые пришли, когда клоун отсутствовал, и получили стандартный уход (n = 25). Во второй части, дети, которые ранее входили в экспериментальную группу, были включены в контрольную, и наоборот.

Результаты:
Во время первой части исследования в группе вмешательства оценка боли после процедуры была ниже (2,89 ± 1,36) по сравнению с контрольной группой стандартного ухода (3,85 ± 1,39; p = 0,036), хотя до процедуры ожидаемый уровень боли практически совпадал (3.24 ± 1.27 для группы вмешательства и 3.32 ± 1.30 для контрольной группы).


Дети из контрольной группы испытывали сильную боль: большинство (14/20; 70%) детей, которые получали стандартный уход во время инъекции ботулотоксина, сообщили о сильной боли (≥ 4), в то время как большинство (13/19; 68%) детей из группы вмешательства сообщил о незначительной боли (<4).


Уровень испытываемой боли оказался ниже ожидаемого в группе с клоуном и выше ожидаемого при стандартном уходе: дети из группы вмешательства оценивали уровень боли как ниже ожидаемого (среднее значение -0,34 ± 1,58, N = 19), в то время как дети, получавшие стандартный уход, сообщили о более сильной боли, чем ожидалось до процедуры (среднее +0,74 ± 1,78; N = 19).

Вторая часть исследования показала, что общение с клоуном повлияло как на первую, так и на последующую процедуру (эффект переноса): дети, входившие в группу вмешательства при первой инъекции, сообщали о меньшем уровне боли (2,84 ± 1,38) при второй инъекции по сравнению с теми, кто получил стандартный уход во время первой процедуры (4,11 ± 0,93). Уровень боли не изменялся от первой ко второй процедуре и был значительно ниже у детей, которые в первый раз попали в группу вмешательства, по сравнению с детьми, которые сначала прошли стандартную процедуру.
Выводы: присутствие больничного клоуна уменьшило болевые ощущения во время инъекций ботулинотоксина, а первоначальный позитивный опыт прохождения процедуры в рамках клоунского вмешательства уменьшил боль во время последующих инъекций даже при стандартном уходе (без клоуна).