Наука

Physiological and emotional responses of disabled children to therapeutic clowns: a pilot study. Pubmed doi:10.1093/ecam/neq008

Shauna Kingsnorth, Stefanie Blain, Patricia McKeever

Источник - PubMed, https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/21799690/ , doi:10.1093/ecam/neq008

В этом исследовании изучалось влияние терапевтической клоунады на пациентов крупного педиатрического реабилитационного центра. В исследовании участвовали дети-инвалиды с различными физическими и когнитивными и/или врожденными или приобретенными нарушениями развития, с разным уровнем способностей к вокализации. В исследовании принимали участие дети в возрасте от 4 до 21 года, среди диагнозов - артериовенозная мальформация, синдром Гийена – Барре, поперечный миелит, церебральный паралич, энцефалопатия и др. Многие из них не могут двигаться, жестикулировать или говорить. Следовательно, большинство стандартных методов сбора данных в этом случае неприменимо. Однако недавние исследования показывают, что состояние вегетативной нервной системы (ВНС) и физиологические сигналы могут быть успешно скоррелированы с эмоциональными состояниями и, таким образом, могут обеспечить альтернативный и неинвазивный критерий для оценки ответной реакции.

Кроме показателей физиологического возбуждения, также были исследованы эмоции и поведение детей при двух условиях - телевизионном воздействии и вмешательстве терапевтических клоунов. Дуэт больничных клоунов посещал детей дважды в неделю (используемые приемы - музыка и ритм, движения и физическая комедия, рассказывание историй и смена ролей, а также игры). Каждый сеанс сбора данных состоял из 20 минут, начиная с 5-минутного базового периода (0 минут ≤ t ≤ 5 минут), 10 минут запланированного вмешательства (5 минут ≤ t ≤ 15 минут) и 5-минутного периода отдыха после вмешательства (15 мин ≤ t ≤ 20 мин).

Сигналы периферической вегетативной нервной системы (ВНС) регистрировались для измерения физиологического возбуждения; также проводилась эмоциональная (вербальные самоотчеты о настроении) и поведенческая оценка (выражения лица и вокализация). Полуструктурированные интервью проводились с детьми, способными к вербальной экспрессии, а также медсестрами.

С точки зрения эмоций и поведения, отчеты о настроении детей (самоотчеты) и медсестер (наблюдения) свидетельствовали о положительном эффекте, как и возросшее количество позитивных и уменьшение негативных выражений лица и вокализаций эмоций.
Выражения лица и голоса, которые обычно ассоциируются с эмоциями сильной положительной или отрицательной валентности, отслеживались наблюдателями на протяжении сбора данных. Наблюдатели уже имели опыт работы с детьми-инвалидами и с методами сбора данных, а также прошли доп. подготовку. Положительные выражения включали смех и улыбку, тогда как отрицательная валентность включала: крик (без улыбки), вздохи, плач и гримасы. Наблюдатель регистрировал данные каждые 20 секунд, итого 60 интервалов. Было обнаружено значительное увеличение количества улыбок и смеха и уменьшение числа гримас.

Для облегчения вербального самоотчета детей о настроении использовались карточки "Чувства на лицах", представляющие собой 20 преувеличенных выражений различных валентностей. Детей просили выбрать карточку в ответ на вопрос: Как ты себя чувствуешь прямо сейчас?

С точки зрения физиологии, у всех детей были обнаружены существенные различия в паттернах ответов ВНС в ответ на терапевтическую клоунаду по сравнению с воздействием детской телевизионной программы. Все дети испытали одно или несколько значительных физиологических изменений в ответ на клоунаду. Ни у кого из участников не наблюдали один и тот же паттерн или комбинацию ответных физиологических сигналов. Несмотря на межпредметную вариабельность наблюдаемых паттернов, поскольку прямые и сторонние наблюдения зафиксировали позитивные настроенческие и поведенческие изменения, это убедительно свидетельствует о том, что отмеченные физиологические изменения также можно рассматривать как отражающие позитивные реакции.