Наука

Больничная клоунада как метод психолого-педагогического сопровождения процесса реабилитации на роботизированном комплексе «Lokomat»


Н. Уваров, Д. Зарина, О. Бортулева, Д. Уварова

Реабилитация в педиатрии имеет свою специфику в силу особенностей детского организма. Восстановление здоровья заболевшего ребенка во всех аспектах, в том числе и в функциональном, должно быть в центре внимания. Необходимо комплексное применение разнообразных средств реабилитации. В статье, больничная клоунада представлена, как направление психологической поддержки детей, во время выполнения реабилитационных упражнений на роботизированном комплексе «Lokomat». Представлены результаты качественного анализа собственного эмпирического исследования.

Зачастую, во время выполнения реабилитационных упражнений на роботизированном комплексе «Lokomat» дети пассивно реагируют на рекомендации инструктора, отвлекаются и не могут сконцентрироваться на работе. Не каждый ребенок положительно реагирует на механотерапию-относится к ней с тревогой и опаской. К сожалению, в больничных стационарах не предусмотрена психологическая помощь, и работа по адаптации детей к психотравмирующим факторам не проводится.
Целью работы является психоэмоциональная поддержка детей во время реабилитационного процесса посредством больничной клоунады. Оценка качества проводимой реабилитации при помощи мониторирования данных в компьютерной системе роботизированного комплекса «Lokomat».  

Для работы с ребенком во время реабилитационного процесса была приглашена команда профессиональных больничных клоунов г. Санкт-Петербурга «Клоунадо». В течение 45-минутного сеанса на роботизированном комплексе «Lokomat» ребенок выполнял реабилитационные упражнения и взаимодействовал с больничным клоуном под присмотром медицинского сотрудника, в это время через компьютерную систему фиксировались показатели двигательных функций. Родителю ребенка было предложено пройти опросник «Анкета для родителей детей, посещающих отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями». Статистические данные обрабатывались и сравнивались с контрольной группой.

На базе ортопедо-травматологического реабилитационного отделения ФГБУ
"Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г.И. Турнера", для исследования было отобрано 2 группы детей с диагнозом ДЦП, средний возраст 10 лет:
1) исследуемая (14 чел.) -в присутствии больничного клоуна;
2) контрольная (10 чел.) -без больничного клоуна.
Под присмотром медицинского сотрудника ребенок выполнял реабилитационные упражнения и взаимодействовал с больничным клоуном, в это время через компьютерную систему фиксировались показатели двигательных функций.

На сравнительных графиках эффективности выполняемых упражнений, до прихода больничного клоуна и во время взаимодействия его с ребенком, выявлена положительная динамика, непосредственно, в момент присутствия больничного клоуна. Дети активнее были вовлечены в реабилитационный процесс, усердно выполняли упражнения. При сравнении контрольной и исследуемой группы эффективность реабилитационного процесса выше в исследуемой группе.

По результатам анкетирования родителей была отмечена высокая мотивация и заинтересованность ребенка в реабилитационном процессе в присутствии больничного клоуна, качеством которого был удовлетворен каждый родитель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Больничная клоунада, наряду с другими методами психосоциальной реабилитации детей в стационарах, такими как арт-терапия, игровая терапия, куклотерапия, способствует снижению риска формирования синдрома госпитализма и облегчает кризисные переживания, связанные с нахождением
в стационаре, болью и страхом перед медицинскими манипуляциями, способствует повышению эффективности реабилитационного процесса. Это делает целесообразным расширение использования метода больничной клоунады в детских стационарах разного профиля.