Наука

Benefits of medical clowning in the treatment of young children with autism spectrum disorder. Pubmed doi:10.1007/s00431-019-03415-7

Shahar Shefer, Odelia Leon Attia, Ruth Rosenan, Ori A Wald, Hamutal Ende, Lidia V Gabis

Источник - PubMed https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31243575/ , doi:10.1007/s00431-019-03415-7

Данное исследование является первым контролируемым исследованием, посвященным использованию медицинской клоунады в терапии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

У детей с РАС нарушена способность распознавать выражения лиц и сканировать человеческие лица по стандартному шаблону. Им требуется преувеличение в выражениях лиц для правильного распознавания эмоций. Поскольку медицинские клоуны используют преувеличенные выражения лица и мимику, это может обеспечить более понятное представление человеческих эмоций для детей с РАС. Таким образом, можно создавать для них более доступные социальные сценарии и помочь улучшить их способности по интерпретации мимики.

Кроме того, поскольку социальные отношения и общение у детей с РАС также нарушены, методики, вызывающие улыбки и смех, являются обычным средством лечения, способствующим диадическому общению даже путем простого подражания. Совместное удовольствие и радость от процесса также может помочь ребенку с РАС проще взаимодействовать с другими детьми.

В исследовании принимали участие 24 ребенка в возрасте от 2 до 6 лет с РАС. В течение 12 недель, раз в неделю проводились сеансы групповой терапии с участием клоуна, на которых присутствовало 8-10 детей. Во время занятий клоун использовал язык тела, мимику, звуки, игры и трюки, чтобы побудить детей смеяться, повторять за ним, играть, взаимодействовать, проявлять инициативу, а также соблюдать групповые нормы (например, ждать своей очереди, хлопать в ладоши, повторять за другими и учитывать пожелания других участников). Детей тестировали до и после групповых занятий. Также проводилось сравнение (где возможно) с условиями "обычного" вмешательства, где в той же обстановке у той же группы детей проводились обычные групповые занятия (музыкальная терапия или игровая терапия).

Детей тестировали с помощью четырех под-тестов из ADOS-2 (Таблица Диагностического Наблюдения за Аутизмом-2) и RBS-R (Шкала Повторяющегося Поведения, пересмотренная).

Под-тесты и результаты исследования приведены ниже:
1 Повторяющееся и стереотипное поведение
Было обнаружено уменьшение повторяющегося и стереотипного поведения во время (M = 0.47, SD = 0.16) и после вмешательства (M = 0.84, SD = 0.24) по сравнению с данными до его начала (M = 2.02, SD = 0.53): F(2,46) = 6.94, p < 0.01, η = 0.232. Кроме того, отмечено устойчивое сокращение повторяющегося и стереотипного поведения в течение 12 недель вмешательства, начиная с первой недели (M = 1.93, SD = 0.35) до последней (M = 0.46, SD = 0.12): F(11,253) = 3.76 p < 0.001,η = 0.141.
2 Спонтанное произнесение значимых слов
Были обнаружены существенные различия в количестве спонтанных значимых слов в условиях клоунского вмешательства и обычного вмешательства F(1,18) = 35.61, p < 0.001, η = 0.664. Дети на занятии с клоуном говорили больше (M = 5,55, SD = 0,79), чем на обычных занятиях (M = 4,06, SD = 0,60), с возрастанием объема спонтанной речи. За 12 недель исследования, начиная с первой недели (M = 3.24, SD = 0.65) до последней (M = 5.88, SD = 0.81), наблюдался рост в количестве спонтанных значимых слов F(11,198) = 5.76, p < 0.001, η = 0.243. Очевидно, что это улучшение сохранялось и усиливалось с течением времени.
3 Социальные улыбки (количество социальных улыбок ребенка по отношению к медицинскому клоуну и сверстникам во время сеансов). Дети больше улыбались в условиях клоунского вмешательства (M = 5.68, SD = 0.8), чем обычного вмешательства (M = 4.52, SD = 0.76). Кроме того, в течение 12-недельного периода исследования наблюдалось постепенное увеличение количества социальных улыбок F(11,253) = 10.47, p < 0.001, η = 0.313, с первой недели (M = 4.17, SD = 0.7) до последней (M = 5.81, SD = 0.83).
4 Игра «лови мяч» в двух вариациях:
(а) Игра со взрослым
(б) Игра со сверстником
Было обнаружено значительное улучшение в игре со взрослым после клоунского вмешательства по сравнению с данными до вмешательства F(1,22) = 26.58, p < 0.001, η = 0.547. Дети перебрасывали мяч взрослому большее количество раз после вмешательства (M = 1.80, SD = 0.27), чем до него (M = 1.53, SD = 0.24). Значительные различия и устойчивое улучшение были обнаружены в течение 12 недель исследования F(11,242) = 23.62, p < 0.001, η = 0.518, с первой недели (M= 1.15, SD = 0.27) до последней (M = 2.91, SD = 0.41).
В игре с мячом с другим ребенком также были отмечены значительные различия до и после клоунского вмешательства F(1,23) = 16.60, p < 0.001, η = 0.419. После вмешательства дети бросали мяч сверстникам большее число раз (M = 1.16, SD = 0.21), чем до него (M = 0.91, SD = 0.16). Значительные стойкие различия были обнаружены в течение 12 недель исследования F(11,253) = 23.41, p < 0.001, η = 0.534 с первой недели (M = 0.71, SD = 0.21) до последней (M = 2.33, SD = 0.36).
Заключение: улучшение с течением времени по всем показателям: значительное увеличение количества слов, объема игрового взаимодействия и социальных улыбок. Также обнаружено снижение частоты стереотипного поведения во время и после вмешательства по сравнению с показателями до него.
Эти результаты показывают, что медицинская клоунада может быть полезной для детей с РАС, поскольку она способствует общению и социальному взаимодействию в веселой и живой обстановке. Предварительные данные нашего исследования указывают, что медицинские клоуны могут способствовать выработке выразительной речи и невербальной коммуникации; играть роль посредников в социальном поведении; а также иметь положительное влияние на снижение повторяющегося и стереотипного поведения.